?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Один бизнесмен, описывая свою историю, рассказал такой случай:

"Однажды нам понадобилась крупная инвестиционная поддержка на один инновационный проект. Инвестора найти не удалось, кредитные организации тоже не спешили дать нам займ - проект был действительно рискован. Но я верил в него и решил, что проект должен быть реализован во что бы то ни стало. И тогда я сказал себе: если нет того банка, который готов вложиться в твой проект, создай свой банк!

Оказалось, банк открыть было на много проще. Получив поддержку на развитие финансовой организации, мы проинвестировали свой инновационный проект, который дал огромную прибыль."


Рассказ этот приведён далекооо не дословно, и увы и ах - я не помню, где я его прочитала, но смысл его мне очень понравился. А вспомнила я его вот почему.

На прошлой неделе в кругу участников киноклуба нам довелось посмотреть фрагмент из фильма "Двенадцать", где мужчина-учёный рассказывает свою историю: как он три года работал над изобретением, которое оказалось в нашей стране никому не нужным. И у нас с коллегами по просмотру возник жуткий спор. Вообще, спор касался относительно личности этого героя, ибо я посчитала его инфантильным недомужчиной, взваливающим свои проблемы на чужие головы, а многие прониклись к нему и яростно защищали.

Но спустя два дня уже в другом окружении этот разговор приобрёл совершенно другие мотивы, плотно переплетающиеся со всем известной и нашумевшей реформой образования.

Подведу здесь итоги своих мыслей.



Если отбросить личность героя как недомужчины, а взять только его профессиональную сферу, то можно выделить три факта, произошедшие в его жизни:

1) Он три года трудился над изобретением.
2) Результат его работы был оценен государством в 50 рублей премии, а затем убран на дальнюю полку "за ненадобностью"
3) Учёный отказался продать изобретение за рубеж, хотя там предлагали хорошие деньги, и считает, что поступил как герой и истинный патриот.

Третий пункт является особенно важным в этих рассуждениях. Потому что создан он был абсолютно советским воспитанием, которое, к сожалению, и сейчас используется повсеместно: страна должна и накормить и напоить, и обуть, и вообще она впринципе ДОЛЖНА.

Но, как показала практика, никому она ничего не должна была даже тогда, а в наши времена и вообще воспитание в таком духе равносильно оставлению в опасости.

В чём же ошибка молодого учёного, и как её можно было бы (врятли в советское время, но в наше - почему нет) избежать?

Далее пойдёт речь именно о современном мире, ибо вместо того, что бы думать, как залатать дыры прошлого, необходимо планировать строительство нового будущего.

В первую очередь, только начиная работать над изобретением,учёный должен озадачиться вопросом: а кому это надо? Кому будет выгодно внедрение моего изобретения и - отдельным вопросом - что лично я получу в случае успешной работы (деньги, всеобщее признание, повышение?)

Изучив "рынок спроса", можно было бы делать выводы о целесообразности своей работы и принимать решение - стоит ли три года убивать на никому не нужную внутри страны инновацию, либо работать целенаправленно на продажу за рубеж.



Но можно было найти и третье - альтернативное решение, а именно то, о котором говорил бизнесмен:

Если никому из существующих предприятий не нужна моя инновация, надо создать такое предприятие, на котором она будет востребована.

А вот тут возникает самый большой, больной и сложный вопрос, состоящий в следующем: не каждый учёный - бизнесмен, и не каждый предприниматель - изобретатель, и если человек является гением математики и генной инженерии, то скорее всего организовать даже самое простое предприятие у него врят ли получится. Просто потому что - не его.



Для того что бы решить проблему, молодой (и не очень) учёный должен иметь крепкую поддержку - свою команду, которая будет работать на продвижение его товара.
То есть, являясь инженером, ему совсем не обязательно надо быть одновременно предпринимателем, бухгалтером, пиарщиком и менеджером по продажам. Необходимо просто собрать этих людей вокруг себя, после чего открывать предприятие.

Я осознаю и принимаю тот факт, что сейчас описываю идеальную модель, которую очень сложно создать. Но считаю, что проблема современной России не в том, что сложно, а в том, что ничего не делается в этом направлении. Потому что не хотят. Потому что не видят. Потому что не умеют. Сама система, что советская, что современная, не учит людей этим качествам - видеть возможности и использовать их.

Современная школа сейчас выполняет только роль энциклопедии - места, где выдают информацию разной направленности. Информацию, как правило, принято заучивать, "сдавать" и забывать сразу после экзамена.

Являясь неким набором информации, она мало того что не учит её применять, но и не является воспитательным институтом, обучающим взаимодействию индивидума с обществом.



Современная школа не учит детей взаимодействовать друг с другом, работать в команде, проявлять и развивать свои умения и интересы, более того - она вносит расслоение и раздор и чуть ли не межклассовую ненависть между учениками, которые вполне естественно передаются и в более старшие годы.

В наши образовательные лагери ездят студенты 1-2 курсов, которые ещё вчера сидели за школьными партами. Контингент попадаетс самый разный, и порой приезжают ребята, испытавшие ранее в школе сильный дискомфорт, а потому закомплексованные по поводу своей внешности или благосостония. Но какими бы они ни были - вонючими, лохматыми, тормозами или гиперактивными, в очках или с прыщами или толстыми - никогда в лагере нет травли или разделения по группкам. Правильно выстраенная работа в команде из 15-20 человек позволяет в течении одного вечера организовать взаимодействие между ребятами так, что бы каждому было комфортно, и что бы каждый мог внести свой вклад в общее дело, а другие участники этот вклад оценили. Как это не похоже на школьный класс, где каждый сам по себе, и максимум на что способен коллектив - разбиться на кучки по 3-4 человека и в тайне (а зачастую - и явно!) друг друга презирать: двоечники отличников за "выпендрёжность и заумность", отличники двоечников - "за тупость", дети более благосостоятельных родителей всех остальных - за "нищебродство", малообеспеченные богатых - за "буржуйство", и так далее.

И никто не учит и не объясняет, что школа - это не предел жизни, и что потом у каждого своя дорога - широкая и интересная. И что, работа в команде, цели достичь куда проще, чем в одиночку.



Представьте себе, что учитель собрал учеников в классе и поставил им общую цель - открыть мебельную фабрику. Понимаете, в чём разница? Не выучить параграф три экономической теории, а именно открыть фабрику, пусть игровую.

Именно выполняя эту общую цель дети в итоге придут к осознанию того, что гиперактивный Сашенька может стать генератором идей, забияка-Андрей - крутым управленцем, двоечница и тихоня Анечка - крутым дизайнером, ботаничка Настенька - гениальным бухгалтером, а Женя и Ванечка, знаниями особо не блещущие, - работать на производстве руками.

Готово: роли распределены, и видно, что класс - это одна команда, идущая к общей обоюдновыгодной цели, и каждый из учеников нужен коллективу в силу своих способностей и навыков.


Думаю, идея с реформой образования очень интересна. Если оставить на время вопрос, как дети будут выбирать предметы, и представить идеальную модель выбора осознанного, то сама идея выбора прекрасна. Но она не полна, потому что самому главному навыку - работе в команде - детей всё равно учить не будут.

Однажды мы проводили информационный образовательный лагерь. В нём было около 10 команд (школьных классов). У каждой команды (класса) была цель - придумать и максимально осветить в СМИ социальный проект. Цель была разбита на задачи:


1) Написать социальный проект
2) Снять социальный видеоролик на тему проекта
3) Записать радиосюжет, раскрывающий проблематику (создание информповода)
4) Сделать газету, интересную широкому кругу читателей
5) Написать публицистическую статью, затрагивающую соцпроект, для размещения в своей газете
6) ...


В лагере проходили лекции по всем направлениям, и из каждой команды (класса) нужно было отправить представителей на все лекции, что бы в итоге в команде была вся информация, и все задачи были выполнены. В итоге, каждый пошёл на то направление, которое было ему наиболее интересно. В конечном итоге цели были достигнуты.

Мне кажется, работа в старшей школе должны быть выстроена подобным образом. Необходимо провести сквозную деловую игру, результатом которой стал бы вполне реальный и, в идеале, материально ощутимый проект.

10 класс должен формироваться таким образом, что бы в нём были ученики с максимально разными интересами: биологи, гуманитарии, технари и т.д. Как таковой класс будет собираться только на обязательные предметы, а в остальное время ученики будут посещать свои по направлениям. Но помимо этих занятий класс учавствует в деловой игре, которая должна быть спланирована таким образом, что бы каждый мог попробывать себя в разных ролях и определиться, в правильном ли направлении он движется. Самое главное - в процессе игры ученики должны научиться взаимодействовать друг с другом, опираясь больше не на личные качества, а на профессиональные интересы, научиться распределять ответственности, вовремя выполнять обязанности, находить и скомпановывать информацию.


Пройдя такую школу, гениальный инженер, оказавшись перед закрытыми дверьми с изобретением в руках, не станет озлобленным алкоголиком, а позвонит старому приятелю из школы и скажет: привет, друг, а не заняться ли нам с тобой нанороботами? И это будет первая победа Новой России.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
natali_ru
Mar. 16th, 2011 08:40 am (UTC)
+1
про школу очень верно))
kkatya
Mar. 16th, 2011 08:48 am (UTC)
самый главный вопрос, который возникает даже при идее создания такой системы - как научить учителей?:))
iskra1905
Mar. 16th, 2011 10:24 am (UTC)
Как все сложно...
agentessa_kate
Mar. 16th, 2011 11:52 am (UTC)
Согласна.
Только главной, пожалуй, проблемой здесь дейтсвительно является - как научить учителей?
Не обязательно менять систему образования России. Такую деловую игру можно проводить в отдельно взятой школе или классе. Но нужна мотивация. Желание учителей преподавать, и заинтересованность учеников.
В нашей школе, к примеру, была очень большая учебная нагрузка (языковая спецшкола), у нас тупо не хватало времени на раздолбайство, а те, кто не успевал учиться и отхватывал тройки по главным предметам - франц.языку и математике, исключался из школы вообще. Учителя с нами занимались дополнительно БЕСПЛАТНО. Сейчас в это наверно трудно поверить, но это так. Да, те, кто вылетал из школы, по жизни как-то растворялись - занимаются непонятно чем и где, кто-то в тюрьму попал, кто-то с наркотой связался. Наш выпускной класс, спустя 10 лет после окончания, до сих пор вместе - мы общаемся, встречаемся, не смотря на то, что живем в разных странах и городах. 99% окончили вузы и не плохо устроились в жизни.
Я не знаю, с чем это было связано - с отбором сильнейших в школе? С большой учебной нагрузкой, которая учила распределять свое время, силы и возможности? Энтузиазмом учителей, которые фанатично учили своим предметам?
Прошу прощения, что много написала, но думаю, что тут комплексно надо все решать, как и любую проблему )))) Только вот как правильно разработать и применять этот комплекс мер?
kkatya
Mar. 16th, 2011 12:18 pm (UTC)
Должны быть люди, которым это интересно. Но и они - должны объединться в команды и действовать сообща.

Потому что даже если найти самого ярого фанатика самой крутой идеи и дать ему "всю полноту власти", то сделать без единомышленников он ничего не сможет - его будут рубить "на местах" те же учител и родители.
agentessa_kate
Mar. 16th, 2011 12:20 pm (UTC)
вооот, заинтересованы должны быть и учителя и дети.
kkatya
Mar. 16th, 2011 12:22 pm (UTC)
Я думаю, детей заинтересовать - вполне реально.

Необходимо работать с ними таким образом, что бы они почувствовали свою значимость.

Школа любит унижать детей персонально. Новый же подход должен возвышать их как команду. Кому ж это не понравится?
agentessa_kate
Mar. 16th, 2011 12:40 pm (UTC)
согласна. осталось только внедрить это в сознание учителей.
(Deleted comment)
kkatya
Mar. 16th, 2011 12:15 pm (UTC)
Поздно уже в вузах этому учить.

Учить надо не маркетингу и прочему, а в первую очередь - взаимодействию.

Взаимодействию людей с людьми, людей с властью, власти с бизнесом.

Тогда и друг не пошлёт.
(Deleted comment)
kkatya
Mar. 16th, 2011 07:45 pm (UTC)
Возможно, что цитата из него (хотя я не уверена на все 100)

А Вы его лично знаете, так лестно о нём отзываясь? В противном случае это простокасивое оправдание своего бездействия.
(Deleted comment)
kkatya
Mar. 17th, 2011 11:36 am (UTC)
Не понимаю, что значит - нравится:)) У меня нет к нему на данный момент вообще никакого отношения, ибо он находится вне моей жизни.

Но не люблю, когда дают оценку человеку, собира о нём опосредовательные знания.

Интервью посмотрю, спасибо!
gaz_v_pol
Mar. 18th, 2011 10:43 am (UTC)
> В первую очередь, только начиная работать над изобретением,учёный должен озадачиться вопросом: а кому это надо? Кому будет выгодно внедрение моего изобретения и - отдельным вопросом - что лично я получу в случае успешной работы (деньги, всеобщее признание, повышение?)

Это нереалистичный план, показывающий непонимание мотивации учёного. Почему учёный ставит какую-то новую проблему и ищет к ней ответ? Потому что ему это интересно. Когда вижу новую интересную задачу по геометрии, у меня начинается реакция как слюна у хищника при виде жертвы. Начинаю что-то чертить, думать. Мотивацией является интерес. Например, в Москве я не знаю ни одного хорошего платного математического кружка. При этом есть несколько очень хороших бесплатных.

На эту тему есть статья "Как умирают софтверные компании" с хорошей метафорой: "Секрет любой успешной софтверной компании - вы можете приручить программистов в той же степени, в которой пчеловод может приручить своих пчел. Вы не можете с ними общаться в полном смысле этого слова, но вы можете заставить их роиться в определенном месте и, когда они не смотрят, забирать их мёд."

Это не особенность России, это везде в мире так. Где-то видел опрос, что большинство опрошенных бизнесменов продолжали бы заниматься руководящей деятельностью и без денег. Каждому что-то своё доставляет радость. Людей, которым одновременно интересно решать и задачу по математике, и организационную проблему "собрать этих людей вокруг себя" -- очень, очень мало.

А сама по себе идея командных ролевых игр на реальные жизненные темы мне кажется очень хорошей. Хотя тут немало сложностей. Учить ли детей жить в теоретическом гражданском обществе, или в реальной России с её особенностями вроде отсутствия нормальных страховых, судов, почты и т.д.? С одной стороны, хорошо бы, чтобы дети имели адекватное представление об окружающей действительности -- но с другой, если гениальный инженер будет понимать, как работает русская таможня, он свои нанороботы будет сразу в США планировать, а создавать в России не будет даже и пробовать.

И то сказать: время артелей прошло. Я не знаю ни одной успешной фирмы, организованной более, чем 3 учредителями. Т.е. в реальной жизни нет аналога "собрались всем классом, распределили роли, создали фирму".

Я как-то организовал, мы летом собирались, чинили детские площадки во дворе. Потом родился третий ребёнок и это как-то заглохло, но этим летом надеюсь возродить. Нужно подумать, может быть как-то организационную роль или её часть уже можно отдавать старшему (он во втором классе). Всё-таки собраться вместе и починить детскую площадку (с помощью взрослых но под собственным контролем) -- уже маленькое, но своё дело. На котором та же модель отношений с государством -- оно должно чинить, но не чинит, деньги разворовываются.
kkatya
Mar. 18th, 2011 11:34 am (UTC)
В моём детстве мы себе строили детскую площадку, но она была варварски уничтожена - сначала старшими, остатки дворником.

Второй раз строить не стали - пошли по квартирам подписи собирать, что бы установил площадку муниципалитет.

Это был огромный опыт подобной работы. Уверена, что сыну понравится.

По поводу фирмы, созданной классом, это утопия, и я в неё не верю. Игра должна показать детям на практике, как работает общество - начиная от построения фирмы, заканчивая гражданской общественной детельностью.

А где ребёнок будет строить отношения - это уже его дело. Главное - научить.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com